Каждый родитель надеется, что школа поможет его ребенку стать более образованным, читай умным. Обоснованны ли эти надежды и какой вид ума наша школа развивает в своих учениках?
http://wday.ru/images/docs/i/124684.jpg
Psychologies: Помочь ребенку стать умнее – ставит ли школа перед собой такую цель?

Галина Цукерман: Безусловно. Задача любой школы – развивать способности детей, и интеллектуальные – в первую очередь. Вопрос в том, что мы понимаем под выражением «умный ребенок». Нет людей умных вообще, такое представление – абстракция. Умным можно быть только в чем-то: в математике, в гуманитарных науках, в ручном труде, в человеческих отношениях. Но традиционная массовая школа, в которой учатся большинство наших детей, устроена так, что развивает главным образом исполнительскую сторону ума ;– способность действовать по правилу и инструкции, но слабо развивает творческое умение применять правила в нестандартных условиях или открывать новые законы. А социальный и эмоциональный интеллект – одаренность в общении, владение своими эмоциями и понимание чувств других, вообще чувство сопричастности – в школе не востребованы. Эти стороны детского ума школа не замечает. Хотя уже в начальных классах хорошо видно, в чем именно «умен» ребенок. Например, девочку, которая в раздевалке всем завязывает шарфики и застегивает тугие пуговки, скорее всего, не заметят как умную в сопереживании и помощи. А ведь многие ее одноклассники (будь у них выбор) хотели бы сидеть за одной партой именно с этой – пусть не самой сообразительной – девочкой, поскольку ее присутствие помогает собраться с мыслями.

Psychologies: Что получают ученики в школе кроме конкретных знаний?

Галина Цукерман: Традиционная школа, если она использует все свои педагогические резервы, прекрасно развивает исполнительские способности. Большинство ее выпускников обладают внутренней дисциплиной: если перед ними поставлена цель, есть алгоритм решения, они могут наметить план, последовательно выполнить все намеченные действия, довести дело до конца, проконтролировать результат… Но они редко ставят перед собой новые цели самостоятельно, по собственному побуждению. Если нет инструкций, они останавливаются и ждут указаний. В школе дети получают знания в готовом виде. Ум ребенка не работает над тем, как добыть это знание, его кормят с ложечки и одевают в эдакие педагогические памперсы. Воображение, любознательность, пытливость ума остаются невостребованными. Дело тут не в учителях – в школе работает много умных, добрых, либеральных учителей, любящих детей. Причина в традиционном стиле преподавания: он не только не развивает ум учеников (в широком смысле слова), но и снижает их интеллектуальный потенциал, поскольку не создает условий для того, чтобы дети в учении были инициативны, имели собственное мнение, критически воспринимали информацию. А ведь именно инициатива, самостоятельность, ответственность, способность отвечать за свой выбор требуются сегодня от умного человека. Недаром об этих качествах пишут почти в каждом резюме.